You are on PERI's international website. Click here to switch to PERI USA. Click here to view all PERI websites.

Ремонт опалубки: как снизить издержки без потери в качестве

Сейчас большинство компаний, в том числе строительных, стремится сократить издержки.  Поэтому многие застройщики все чаще задумываются о ремонте опалубки вместо покупки новой. Но и ремонт ремонту рознь, и без грамотного подхода может серьезно пострадать качество бетонирования. Руководитель складского комплекса PERI Гулаков Вадим рассказывает, о чем важно помнить при ремонте опалубки и когда его можно выполнять своими силами, а когда лучше обратиться к специалистам.

Самостоятельный ремонт vs. вызов специалистов

Прежде чем приступать к ремонту опалубки самостоятельно или силами сторонних специалистов, важно понимать, подлежит ли опалубка восстановлению. Иначе ремонт бракованной или слишком изношенной опалубки грозит обрушением конструкций и несчастными случаями.

Первым делом нужно оценить, насколько серьезны дефекты опалубки. Если они незначительны и требуется легкий ремонт, то его можно выполнять своими силами. Обычно это замена отдельных элементов, выравнивание небольших деформаций, смазка резьбовых креплений. Очистка поверхности также может производиться своими силами.

При более серьезных дефектах лучше обратиться к специалистам. Например, лучше довериться их опыту, когда требуется сварка щитов. Сварить их так, чтобы сохранилась геометрия и несущая способность – задача не из простых. Профессиональных сварщиков, способных с нею справиться, единицы, и обучаются они, как правило, в Европе. Важно понимать, что ремонт опалубочного оборудования – это не сборка мебели с шуруповертом. Его необходимо производить четко и грамотно, строго ориентируясь в нюансах. Может оказаться, что опалубка и вовсе не подлежит ремонту и ее лучше заменить, но вердикт тоже должен выносить специалист. Самый оптимальный вариант — обратиться к проверенному поставщику опалубки. Так, компания PERI оказывает услуги по ремонту опалубочного оборудования собственного производства. Сотрудники ее ремонтных цехов прошли обучение в Германии, а расходные материалы и оригинальные комплектующие соответствуют стандартам ЕАС.  

Джентльменский набор

Для ремонта опалубки, особенно серьезного, требуется специальные инструменты и запасные части. К ним относятся втулки, фанерные вставки, заглушки, заклепки, а также клей-герметик и т.п. С одной стороны, звучит просто. С другой стороны – все запчасти должны подходить под параметры конкретного щита и под вид ремонта. Поэтому оптимальный путь – обратиться за необходимыми комплектующими к поставщику опалубки. Например, в компании PERI предлагаются не только услуги по ремонту, но и готовые ремонтные комплекты, если вы хотите самостоятельно восстановить незначительные дефекты опалубки. В эти наборы входят все необходимые детали для каждой модели опалубки.

Что касается инструментов, то основной «джентльменский набор» включает клеевой пистолет, фрезерный станок, шпатель, перфоратор, скребок для очистки опалубки. При их покупке имеет смысл проконсультироваться с поставщиком опалубки, чтобы тот подсказал критерии выбора.  

Этапы ремонта опалубки

На первом этапе всегда выполняется выбраковка материала. Опалубка оценивается, и если выясняется, что она уже не подлежит ремонту, ее отбраковывают для дальнейшей утилизации. Это обязательный этап любого ремонта – его исключение может впоследствии привести к несчастным случаям.

Второй этап – очистка материала. Ее можно производить двумя способами: вручную или с использованием мойки высокого давления. Выбор способа зависит от степени загрязнения. Необходимо помнить, что мойка выполняется не из эстетических соображений, а для того, чтобы материал можно было использовать для дальнейшей работы. То есть этот этап также нельзя исключать: даже если на глаз кажется, что опалубка чистая, мойка все равно необходима.

Мелкий ремонт выполняется на третьем этапе. К нему относятся выпрямление, комплектация, замена деталей, то есть те операции, которые можно совершить прямо на объекте без транспортировки материала в ремонтный цех.

Крупный ремонт осуществляется на четвертом этапе в отдельном оборудованном помещении, где есть все необходимые инструменты. Он включает замену фанеры, сварку, рихтовку. От того, насколько качественно выполнен ремонт, зависит дальнейший срок службы материала, его несущая способность и, как следствие, безопасность на объекте.  

Типичные ошибки и как их избежать

Главная ошибка как при ремонте, так и при выборе материала – попытка сэкономить любой ценой. Как следствие, материалы и инструмент покупаются по принципу «чем дешевле, тем лучше», а ремонт производится любыми подручными средствами в так называемых гаражах. Это вторая ошибка – использования ненадлежащего инструмента в связи с недостаточной грамотностью или желанием сэкономить. Например, отверстие от пробоины в фанере закрывают не специальной вставкой нужного диаметра, а залатывают. Потом на стройке через эту заплатку начинает вытекать бетон и в результате щит разрывает. Во время ремонта кажется, что хорошо «залепили». Но между «залепить» и отремонтировать всегда есть большая разница. Опалубка после подобного «ремонта» возвращается на стройку, и, к сожалению, таких случаев немало.Как минимум это приводит к увеличению затрат, а как максимум — несчастному случаю.

Третья типичная ошибка также связана с экономией. Это самостоятельный ремонт без соответствующих навыков. Не желая тратиться на специалистов, компании доверяют восстановление опалубки рабочим, которые никогда этим не занимались. Такой подход, конечно, также увеличивает риски с точки зрения техники безопасности.

Зная, насколько распространены подобные ситуации, в PERI Академии разработали специальный курс по ремонту опалубки. Он адресован представителям строительных специальностей, работающих с монолитом, в первую очередь мастерам и бригадирам.  Прохождение этого курса позволит самостоятельно проводить грамотный ремонт опалубочных элементов.

Курс включает несколько теоретико-практических модулей: вводную лекцию по технике безопасности, блоки по разным видам очистки, по ремонту плитки, покраске, выпрямлению по стойке, комплектации. Не обойден вниманием и крупный ремонт: замена фанеры, сварка, рихтовка. После обучения выдается сертификат компании PERI. Прохождение подобного курса может стать хорошим компромиссом для компаний, которые стремятся снизить издержки на ремонт, но не желают жертвовать качеством конструкций и безопасностью на стройке.

Статья опубликована на Снип1